В минувшем году особую популярность в Интернете приобрели так называемые социальные сети, лидирующие позиции среди которых занимает сайт www.odnoklassniki.ru.
Справка.
Одноклассники.ru – социальная сеть, служащая для поиска одноклассников и однокурсников. Проект запущен в марте 2006 года. Автор проекта Альберт Попков. В 2007 году вошел в народную десятку Премии Рунета. В том же году Одноклассники.ru назван проектом года по результатам сетевого конкурса РО TOP. (Википедия). В настоящее время на сайте зарегистрировано более 10 миллионов пользователей.
Рост популярности "Одноклассников" сопровождался множеством слухов, скандалов и обсуждений, которые можно условно разделить на несколько групп.
1. Слухи "оперативно-розыскные".
Наиболее распространено подозрение, что сайт Одноклассники.ru создан при участии спецслужб, которые якобы там собирают досье на людей. Мнения на этот счет разделились. Кто-то принципиально не регистрируется или заходит на сайт под чужим именем. Другие же, упрекая первых в излишней мнительности и подозрительности, выкладывают на сайт свои фотографии и необходимую информацию. Свою позицию они объясняют тем, что подобные данные сообщают при регистрации на любом форуме, и если уж сотрудники спецслужб заинтересуются их скромной персоной, то ничего нового из этой информации они не узнают.
Не так давно в Сети появилась новая версия о розыскной функции "Одноклассников" – через социальные сети банки стали искать должников. Описывается схема, при которой сотрудники коллекторских агентств регистрируются на "Одноклассниках" под видом "симпатичной девушки" и пытаются получить номер телефона заемщика или договориться о личной встрече. Впрочем, коллекторы считают данный способ розыска довольно рискованным из-за возможности ошибиться и не очень эффективным, в то время как судебные приставы вдохновились поимкой первого должника на дальнейшие поиски. (http://www.lenta.ru/news/2008/02/06/odnoklassniki/)
2. Скандалы вокруг самозванцев.
Поскольку для регистрации на "Одноклассниках" требуется адрес электронной почты и необходимый минимум непроверяемой информации, это позволяет не только заходить на сайт под вымышленным именем, но и сделать сюрприз кому-нибудь из знакомых, разместив его данные и фото. Подобным образом кто-то "пошутил" над Владимиром Соловьевым. Инцидент был исчерпан после разговора популярного телеведущего с создателем сайта Альбертом Попковым - страничку "Владимира Соловьева" удалили.
В январе по поводу появления на "Одноклассниках" сразу двух самозванцев негодовал Евгений Чичваркин – совладелец компании "Евросеть". В этот раз Одноклассникам.ru даже грозило судебное разбирательство, поскольку Чичваркин не исключал возможности подачи судебного иска против компании – владельца сайта.
3. Обсуждения "социально-психологические".
На тему пользы и вреда от "Одноклассников" написано уже немало статей. Польза - в непосредственном назначении сайта – люди действительно находят школьных товарищей, первую любовь или друзей, с которыми по тем или иным причинам был потерян контакт. "Вредными" называются такие факторы как мнимое ощущение собственной востребованности, которое создают огромные списки "друзей", "друзей друзей" и т.д., повышение собственной самооценки за счет выставления напоказ своих достижений, с приложением соответствующих фотографий. И, безусловно, пустая трата времени на хождения по профайлам и просмотр фото.
Об огромном количестве времени, проводимого на "Одноклассниках" офисными сотрудниками, красноречиво говорит тот факт, что топ-менеджеры некоторых фирм заблокировали доступ к сайту своим работникам. Кроме того, есть точка зрения, что социальные сети не только отвлекают от исполнения непосредственных обязанностей, но и мешают построению успешной карьеры. Фото с веселой вечеринки, где потенциальный сотрудник отрывался от души, может "случайно" увидеть руководитель фирмы и взять на солидную должность другого человека, более трепетно относящегося к своей репутации.
Регистрироваться на сайте Одноклассники.ru или нет, тратить ли на него время или строить карьеру, опасаться ли "происков" спецслужб или уповать на свою чистую совесть – личное дело каждого Интернет-пользователя. Но необходимо помнить о том, насколько здесь тонка грань между личным и общественным, если она вообще есть…