В 1973 году американские психологи Кеннет и Мэри Джерген и Уильям Бартон
поставили эксперимент, без описания которого сегодня не обходится ни один
разговор о психологии социальных сетей. Исследователи стремились понять, как
влияет анонимность на характер группового общения. Экспериментальной группе из
восьми незнакомых друг с другом человек разного пола предстояло провести час в
абсолютно тёмной комнате, занимаясь чем угодно — никаких правил поведения,
ограничений и предписаний. По истечении этого часа участники поодиночке покинут
помещение и больше с остальными никогда не пересекутся. Контрольная группа
получила те же вводные установки, но проводила условленный час в комнате при
свете.
Человек — существо социальное, поэтому контрольная группа незнакомцев благополучно скоротала свой час за поверхностным разговором. А вот в
экспериментальной группе возникло настроение эмоциональной близости,
доверительности и нежности. Говорили в ней меньше, но больше — «о самом
главном», 50% участников обнимали сидящих рядом. Большинство участников
получили удовольствие от общения и были готовы снова участвовать в подобном
эксперименте.
Анонимность и свобода располагают собеседников к доверительности и
разговорам «о главном»; возможно, этим объясняются неоднократно отмеченный
высокий уровень эмоциональной вовлечённости в сетевые отношения, их особый
статус в сознании пользователя и особая искренность сетевых «дневников».